Методы и приемы работы на уроке иностранного языка

Устная речь

Приемы работы по развитию коммуникативных навыков учащихся

Ролевая игра позволяет моделировать ситуации реального общения и отличается, прежде всего, свободой и спонтанностью речевого и неречевого поведения персонажей. Ролевая игра предполагает наличие определенного количества персонажей, а также игровой проблемной ситуации, в которой участники игры действуют. Каждый участник в ходе игры организует свое поведение в зависимости от поведения партнеров и своей коммуникативной цели. Итогом игры должно стать разрешение конфликта.
Социальный тренинг (упражнения в общении). Примеры подобных заданий: 
- учащиеся стараются как можно быстрее выстроиться в ряд в соответствии с предложенным признаком; 
- каждый ученик получает свою фразу и старается быстрее занять соответствующее место в «рассказе»; 
- учащиеся подходят друг к другу и с обязательной улыбкой обмениваются репликами; 
- школьники образуют внешний и внутренний круг и, двигаясь по кругу, обмениваются репликами; 
- участники подходят друг к другу и начинают беседу; 
- учащиеся говорят любые приятные слова в адрес собеседника; 
- участники пытаются представить, что думают о них другие школьники; 
- учащиеся внимательно слушают партнера, кивая в знак согласия и выражая согласие с ним и т.д. 

Круглый стол - представляет собой обмен мнениями по какому-либо вопросу, проблеме, интересующей участников общения. Участвуя в круглом столе, обучаемый высказывается от своего лица. Проблемы, обсуждаемые за «круглым столом», могут быть весьма разнообразными: социальными, страноведческими, морально-этическими и др. Участие в круглом столе требует от учащихся достаточно высокого уровня владения языком и наличия определенных знаний по проблеме. Поэтому как прием контроля «круглый стол» можно применять на продвинутом этапе обучения и по окончании работы над определенной темой или несколькими смежными темами. 

Дискуссия представляет собой одну из форм спора как словесного состязания. Это обмен мнениями в отношении какого-либо предмета с целью достижения единства взглядов на этот предмет. Обязательным условием дискуссии является наличие какого-либо спорного вопроса. Окончательное решение этого вопроса и вырабатывается в ходе дискуссии. Для успешного ее ведения участники должны обладать знаниями о предмете обсуждения, иметь собственное мнение по данному вопросу, владеть приемами воздействия на партнеров и управление беседой. 

Скетч - это короткая сцена, разыгрываемая по заданной проблемной ситуации с указанием действующих лиц, их социального статуса, ролевого поведения. Скетч, в отличии от ролевой игры, характеризуется меньшей сложностью и свободой речевого поведения персонажей. В виде скетчей могут быть разыграны небольшие сценки, относящиеся к социально-бытовым сферам по темам «Питание», «Покупки», «Город и его достопримечательности», «Путешествия». 

Интерактивные приемы

«Расскажи правило» Провести взаимопроверку правила (учащийся рассказывает соседу правило, приводит примеры, объясняет их), затем меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару. «Мой урок» Учащиеся готовят по 5-7 вопросов по теме урока. Затем один из пары выполняет роль учителя, а другой - ученика. Когда все вопросы заданы, они меняются ролями. Возможно оценивание ответов в оценочном листе.

«Словарный диктант для соседа» Учащиеся в классе или дома готовят словарный диктант. Заранее оговаривается количество слов и тема словарного диктанта.

«Вратарь» Один учащийся выходит к доске. Он – «вратарь». Остальные – задают ему вопросы по теме, стараются «забить гол». Количество голов определяется количеством вопросов, на которые учащимся не были даны правильные ответы.

«Аквариум» Учащихся объединяю в группы по 5-6 человек. Одна из групп занимает место в центре класса, получает задание, зачитывает и обговаривает его. Остальные учащиеся не вмешиваются в обсуждение, а внимательно слушают и делают пометки. После публичного выполнения задания группа занимает свои рабочие места, а учащиеся класса дают оценку состоявшейся дискуссии, аргументам выступающих. После этого место в «Аквариуме» занимает другая группа.

«Выбери позицию» Предлагается проблемный вопрос, две противоположные точки зрения и три позиции: «Да» (за первое предложение), «Нет» (за второе предложение), «Не знаю, не определил собственную позицию». Учащиеся класса выбирают определенную позицию, формируют три группы, обговаривают правильность своей позиции. Один или несколько членов каждой группы аргументируют свою позицию, после чего происходит коллективное обсуждение проблемы и принятие правильного решения.

«Два, четыре – вместе» Учащимся предлагаю проблему или информацию, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем оговаривают в парах, далее объединяются в четвёрки. После принятия совместного решения в четвёрках происходит совместное обсуждение вопроса.

«Обучая – учусь» Материал урока делится на отдельные блоки по количеству учащихся или пар в классе. Учащиеся изучают учебный материал, обмениваются им, создавая временные пары, после чего происходит коллективное его закрепление. Можно организовать работу в парах, предлагать теоретический материал по новой теме, ориентировочные таблицы, которые ученики дополняют недостающей информацией.

«Микрофон» Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По классу передается предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон» обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.

«Дерево решений» Группа делится на 3 подгруппы. Каждая, выполняя задание, делает записи на своем «дереве». Потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

«Мозговой штурм» Для решения проблемного вопроса учащимся предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. После того, как материал изучен, становится ясно, кто был прав.

«Карусель» Учащиеся размещаются в два круга лицом друг к другу. Некоторое время каждая пара обменивается информацией, своими мыслями; после этого учащиеся внешнего круга перемещаются по кругу к следующему партнеру. Можно предварительно предложить учащимся подготовить вопросы по теме и провести по кругу опрос. Количество вопросов должно быть равно количеству «учителей». У каждого ученика может быть оценочный лист, где «учитель» поставит оценку и свою подпись. Этот метод использую при закреплении, повторении, обобщении материала.

Метод «ПРЕСС» развивает умение формулировать высказывание по определенному дискуссионному вопросу в сжатой форме, выразительно, аргументировано, лаконично. «Метод ПРЕСС» состоит из четырех этапов: 1. – Высказывание собственной точки зрения («Я считаю, что…») 2. – Обоснование своей мысли («… Так как…») 3. – Примеры и аргументы для поддержания своей точки зрения («… например…») 4. – Обобщение, выводы («Итак…»).

«Совместный проект» Группы работают над выполнением разных заданий одной темы. После завершения работы каждая группа презентует свои исследования, в результате чего все учащиеся знакомятся с темой в целом.

«Перевоплощение» Каждый участник игры выбирает роль для идентификации, имя которого записывает на карточке и прячет в карман. Персонажи не должны повторяться. Задавая косвенные вопросы, касающиеся мировоззрения, способа жизни и характера героя, участники пытаются определить роли друг друга.

«Займи позицию» Учащимся предлагается ответить на проблемный вопрос. На доске написано 2 противоположных точки зрения. Учащиеся выбирают определенную позицию, аргументируя свою точку зрения.

«Ромашка», «Мухомор», «Мудрый совет», «Итоговый круг» - приемы, которые помогают завершить урок. Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне. Эти приемы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.


Аудирование
Приемы работы с текстами для восприятия 
и понимания иноязычной речи на слух

Конечной целью обучения аудированию на уровне общего среднего образования является приобретение выпускником умений восприятия и понимания иноязычной речи на слух, что поможет ему, в свою очередь, принимать участие в актах устного общения. Без наличия достаточных контактов с носителями языка, эффективное достижение этой цели невозможно. Поэтому и обучение учащихся восприятию иноязычной речи должно быть в условиях, приближенных к реальным, т.е. на аутентичных материалах, актуальность использования которых заключается в их функциональности, так как они создают иллюзию приобщения к естественной языковой среде. В обучении аудированию представляет собой особый интерес присутствие в аутентичных материалах звукового ряда: шум транспорта, разговоры прохожих, звонки телефона, музыка и прочее. Это помогает лучше понять характер предлагаемых обстоятельств, формирует навык восприятия иноязычной речи на фоне разнообразных помех.
Специфика аутентичных материалов как средства обучения аудированию обеспечивает общение с реальными предметами, стимулирующими почти подлинную коммуникацию: ученики становятся участниками всех обыгрываемых с их помощью ситуаций, играют определенные роли, решают “настоящие”, жизненные проблемы. Создаваемый при этом эффект участия в повседневной жизни страны изучаемого языка с ее особенной культурой не только способствует обучению естественному, живому языку, но и служит мощным стимулом для повышения мотивации учащихся.

Какие же требования должны предъявляться к аутентичным материалам?

1. Соответствие возрастным особенностям учащихся и их речевому опыту в родном и иностранном языках.
2. Содержание новой и интересной для учащихся информации.
3. Представление разных форм речи.
4. Наличие избыточных элементов информации.
5. Естественность представленной в нем ситуации, персонажей и обстоятельств.
6. Способность материала вызвать ответный эмоциональный отклик.
7. Наличие воспитательной ценности.

Аутентичные тексты повышают эффективность усвоения иностранного языка, позволяют ближе соприкасаться с культурой страны изучаемого языка. Систематическое использование аутентичных текстов в учебном процессе способно в определенной степени заменить языковую среду, которой лишены учащиеся. Они вносят разнообразие в существующие учебные программы, вызывают мотивацию у школьников.
Однако, являясь фрагментом чужой лингвокультурной общности, аутентичный текст зачастую вызывает у обучающихся трудности как лингвистического, так и культурологического характера. Исходя из этого, не весь аутентичный материал подходит для использования в учебном процессе. Учителю приходится затрачивать много времени на поиски и отбор адекватной информации.
Таким образом, методика работы с аутентичным материалом имеет свои особенности и требует от нас учителей большей ответственности, терпеливости и тщательности.
Но все эффективное никогда не было примитивным. При отборе материалов для обучения аудированию следует отдавать предпочтение материалам, репрезентирующим разговорный стиль повседневного общения. Из письменных источников можно использовать публицистические и страноведческие тексты, а также монологи и диалоги персонажей художественных произведений, написанных в стиле разговорной речи. Важно, чтобы в тексте использовались слова и словосочетания, характерные для устного неофициального общения. Эти лексические эквиваленты следует вводить до слушания текста в сочетании с их литературными эквивалентами. Нужно также познакомить учащихся с образцами распространенных жанров/типов текстов, показав логико-композиционные и языковые особенности их реализации на изучаемом языке. К таким жанрам следует отнести: рассказ, описание, сообщение, объяснение, доказательство, отзыв, беседу, интервью, расспрос, спор, дискуссию.
Следует учитывать также, что речевое и неречевое поведение говорящих определяется социальным контекстом, то есть коммуникативной ситуацией. В этой связи прослушивание текста должно предваряться анализом ситуации, а иногда и ее описанием. Если источник аудиовизуальный, тогда ситуация частично представлена зрительно. В случае же предъявления аудиотекста без зрительной опоры учителю следует самому создать ситуацию общения и описать ее до прослушивания текста.
Необходимо уделить особое внимание анализу речевого и неречевого поведения говорящих в зависимости от ситуации. Учителю следует обратить внимание на то, как они обращаются друг к другу в ситуациях официального/неофициального общения, как запрашивают информацию, обращаются с просьбой, здороваются, прощаются, начинают и завершают разговор и так далее. Нужно также сообщить учащимся слова, закрепленные за определенными ситуациями (приветствия, обращения, поздравления).
Бесспорно, наилучший результат может быть достигнут за счет использования аудиовизуальных источников, и, в первую очередь, учебных фильмов. Чтобы уяснить специфику поведения носителей языка, нужно видеть их, а также и обстановку, в которой происходит акт общения (магазин, метро, аэропорт, учебная аудитория, театр и пр.). Специфика обстановки оказывает существенное влияние на поведение общающихся. Кроме того, фильм позволяет познакомиться с характерными особенностями страны и жизни людей в ней. Поэтому следует использовать все возможные применения аудиовизуальных источников.
Арсенал доступных для обучения аудированию на основе аутентичных материалов средств сейчас  велик. Это видео, мультфильмы на иностранном языке, разнообразные фрагменты кинофильмов, учебные фильмы к разговорным курсам, оригинальные аудиозаписи. 

Задания для организации учебно-познавательной деятельности учащихся при формировании навыков восприятия и понимания иноязычной речи на слух.
  • Прослушайте историю и постарайтесь догадаться о том, что произошло дальше.
  • Рассмотрите рисунок, прослушайте начало рассказа, постарайтесь догадаться о последующем содержании.
  • Прослушайте рассказ и перескажите ту его часть, которая является описанием данного рисунка.
  • Прослушайте текст и подберите к нему заглавие.
  • Прослушайте текст и изложите его содержание двумя-четырьмя предложениями.
  • Прослушайте текст и расположите пункты плана в нужном порядке.
  • Прослушайте диалог и передайте его содержание, используя косвенную речь
  • Опишите главного героя истории.
  • Составьте план высказывания. Прослушайте предложенные материалы, отберите соответствующие плану, извлеките из них при повторном прослушивании необходимую информацию и оформите высказывание.
  • Прослушайте предложения, произнесенные в быстром темпе, и запишите их в тетради. Затем проверьте правильность своих записей при более медленном чтении предложений диктором.
  •  Запишите прослушанные цифры (номера телефона, даты).
  • Прослушайте текст,заполните таблицу (кластер)
  • Прослушайте текст, придумайте или вспомните и опишите ситуацию, аналогичную той, о которой идёт речь в рассказе.
По материалам блога  http://innabulay.blogspot.com.by/p/speaking.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.