Создаём тест средством Microsoft Office Excel


Методы обучения делятся на методы преподавания, методы учения и методы контроля.
Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе: оценочную, стимулирующую, развивающую, обучающую, диагностическую, воспитательную и др.
Процесс контроля - это одна из наиболее трудоемких и ответственных операций в обучении, связанная с острыми психологическими ситуациями как для учащихся, так и для учителя.
Для диагностики успешности обучения разрабатываются специальные методы, которые разными авторами называются тестами учебных достижений, тестами успешности, дидактическими тестами и даже тестами учителя.
Тестирование давно уже стало привычным событием в жизни учеников, учителей и родителей. С тестами приходится иметь дело всем участникам образовательного процесса. За последние годы издан целый ряд работ по тестологии, имеется ряд руководств практического характера, способных помочь учителю (иностранного языка, в частности) ввести ученика в "искусство тестирования", а именно практически подготовить к сдаче Централизованного тестирования.
Тесты - это достаточно краткие, стандартизированные или нестандартизированные пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить результативность познавательной деятельности, т.е. оценить степень и качество достижения каждым учащимся целей обучения (целей изучения).


Требования, предъявляемые к УЧИТЕЛЮ при составлении 
тестовых заданий:

При составлении заданий теста следует соблюдать ряд правил, необходимых для создания надежного, сбалансированного инструмента оценки успешности овладения определенными учебными дисциплинами или их разделами:
  • каждое задание должно иметь свой порядковый номер, установленный согласно объективной оценке трудности задания, выбранной стратегии тестирования;
  • необходимо проанализировать содержание заданий с позиции равной представленности в тесте разных учебных тем, понятий, действий и т.д.;
  • тест не должен быть нагружен второстепенными терминами, несущественными деталями с акцентом на механическую память, которая может быть задействована, если в тест включать точные формулировки из учебника или фрагменты из него;
  • задания теста должны быть сформулированы четко, кратко и недвусмысленно, чтобы все учащиеся понимали смысл того, что у них спрашивается. Важно проследить, чтобы ни одно задание теста не могло служить подсказкой для ответа на другое;
  • варианты ответов на каждое задание должны подбираться таким образом, чтобы исключались возможности простой догадки или отбрасывания заведомо неподходящего ответа;
  • важно выбирать наиболее приемлемую форму ответов на задания. Учитывая, что задаваемый вопрос должен быть сформулирован коротко, желательно также кратко и однозначно формулировать ответы. Например, удобна альтернативная форма ответов, когда учащийся должен подчеркнуть одно из перечисленных решений “да-нет”, “верно-неверно”;
  • задачи для тестов должны быть информативными, отрабатывать одно или несколько понятий формулы, определения и т.д. При этом тестовые задачи не могут быть слишком громоздкими или слишком простыми;
  • вариантов ответов на задачу должно быть, по возможности, не менее пяти. В качестве неверных ответов желательно использовать наиболее типичные ошибки;
  • на выполнение одного задания теста должно уходит не более 1-2 минут.
Инструкция по созданию компьютерного теста
cредством Microsoft Office Excel

Этап №1. Продумывание способа оформления вопросов.
Для оформления вопросов используются операции:
·       заливка ячеек;
·  объединение ячеек. Для того, чтобы объединить ячейки, необходимо выделить нужный диапазон и нажать на панели инструментов пиктограмму .
·       Перенос текста в рамках одной ячейки. Для того, чтобы весь текст вместился в одну ячейку, необходимо выделить ячейку с данным текстом и нажать на панели инструментов пиктограмму .
Этап №2. Cоздание и проверка правильности открытых вопросов
Виды вопросов:
Открытый – тестируемый должен ввести ответ с клавиатуры.
Закрытый – выбор правильного ответа из заданного множества вариантов.
1.  Запустите программу Excel.
2. Сохраните книгу Excel в свою рабочую папку под именем «Тест» (тип файла «Книга Excel»).
3.  Объедините ячейки А1 - Е1, в данных ячейках введите название теста: «Тест для самоконтроля по русскому языку».
4.    Объедините ячейки А5 – Е5 и введите в них следующий текст: «Вопрос 1. Напишите окончание слова «красный».
5.    Объедините ячейки А9 – Е9 и введите в них следующий текст: «Вопрос 2. Напишите приставку слова «входить».
6.    Объедините ячейки А13 – Е13 и введите в них следующий текст: «Какой частью речи является слово «прекрасно»?»
7.    Объедините ячейки А17 – Е17 и введите в них следующий текст: «Какой частью речи является слово «огонь»?»
8.    Для ввода ответа сделайте ячейку В6 шире: правую границу ячейки сдвиньте вправо. Обозначьте границы ячейки: вкладка Главная – группа Шрифт – Граница – Внешняя граница.
9.    Сделайте рамку для ответа после второго вопроса так же, как в п.8 (ячейка В10).
10.     В ячейку F10 впишите правильный ответ на вопрос 2 -  «в».
11.  В ячейке D6 создайте формулу следующим образом (ячейка должна быть активной): вкладка Главная – группа Редактирование – Сумма – Другие функции – Категория «Логические» - Выберите функцию «ЕСЛИ» - ОК.
12. В диалоговом окне «Аргументы функции» заполните поля следующим образом: курсор находится в поле «Лог_Выражение», нажмите на ячейку В6, тем самым сделав её активной. В поле «Лог_Выражение» появится запись В6. После записи В6 поставьте знак = , после которого в кавычках напишите правильный ответ (в данном случае это «ый»). Если бы правильным ответом было какое-то число, то кавычки ставить было бы необязательным условием.
13. В поле «Значение_если_истина» напишите в кавычках слово «правильно».
14.  В поле «Значение_если_ложь» напишите в кавычках слово «ошибка».
15.   Нажмите ОК – диалоговое окно «Аргументы функции» закроется.
16. В ячейке D6 появится слово «ошибка». Проверьте работу формулы, задав в ячейке ответа правильный ответ.
17. Для того, чтобы не выдавалось слово «ошибка», пока ответ не введён, проделайте следующие манипуляции с формулой: выделите ячейку D6 (в строке формул Вы увидите формулу данной ячейки =ЕСЛИ(В6= «ый»; «правильно»; «ошибка»)). Скопируйте фрагмент формулы ЕСЛИ(В6, вставьте в эту же формулу после знака =, после первого В6 поставьте знак неравенства < >, «», и ;. В конце формулы добавьте ;  «» ). Таким образом, у Вас в строке формул ячейки D6 должна отобразиться  следующая запись:

=ЕСЛИ(B6<>"";ЕСЛИ(B6="ый";"правильно";"ошибка");"")

Нажмите клавишу Enter.
18. Создайте аналогичную формулу в ячейке D10 с использованием значения ячейки F10. Поставьте курсор мыши в ячейке D10, в строку формул поместите скопированную из ячейки D6 формулу (после копирования нажимайте клавишу Enter). В ней измените номер ячейки В6 на В10, замените символ неравенства <> на знак = , поставьте после знака = «»; , в конце формулы удалите ; «». После второго символа В10 со знаком = вместо «ый», предварительно его выделив, поставьте значение ячейки F10, кликнув на ней мышью. У Вас в строке формул ячейки D10 должна отобразиться следующая формула:

=ЕСЛИ(B10="";"";ЕСЛИ(B10=F10;"правильно";"ошибка"))
Нажмите клавишу Enter.
19.    Проверьте работу формулы. Если слова не вмещаются в ячейки, то ячейки можно раздвинуть.

Этап №3. Создание и проверка правильности закрытых вопросов

20.    Поставьте курсор мыши в ячейку В14, задайте рамку ячейке.
21.    Оставьте ячейку В14 активной, перейдите на вкладку Данные – Проверка данных – Проверка данных.
22. В открывшемся диалоговом окне «Проверка вводимых значений» выберите тип данных Список. Задайте Источник данных. В качестве источника данных используйте варианты ответов: имя существительное; имя прилагательное; наречие; глагол (вписываем варианты ответов через ;). Нажмите кнопку ОК.
23. Аналогичным образом создайте варианты ответов для следующего вопроса, но сначала  запишите в свободные ячейки (например, F18 – F20) один под одним ответы: имя прилагательное,  имя существительное, глагол. 
24.    Сделайте ячейку В18 активной, перейдите во вкладку Данные – Проверка данных – Проверка данных.
25. В открывшемся диалоговом окне «Проверка вводимых значений» выберите тип данных Список, для категории Источник, поставив в ней курсов мыши, выделите варианты ответов, которые Вы записали в свободных ячейках. Нажмите кнопку ОК.
26.   Задайте ячейки с правильным ответом одним из способов.

Этап №4. Подведение итогов тестирования и оформление теста

1.    Добавьте ячейки для ввода имени тестируемого. Для этого объедините ячейки А3 – В3. Впишите в них: Фамилия, имя, класс. Выровняйте текст по правому краю. Объедините ячейки С3 – Е3, обведите их рамкой.
2.   Выделите совокупность ячеек с вопросами и ответами, удерживая нажатой клавишу CTRL. Затем перейдите по кнопкам:  вкладка Главная – группа Шрифт – Цвет заливки (выбирайте по своему усмотрению).
3.    Сделайте заливку и для данных о тестируемом.
4.    Откорректируйте цвет и шрифт заголовка, вопросов (при необходимости).
5. Сделайте рамки для ввода ответов цветными. Для этого выберите правильный ответ, выделите ячейки, щелкните правой кнопкой мыши, вызвав контекстное меню. Далее – Формат ячеек – Вкладка Граница – Цвет (выбирайте по своему усмотрению) – Категория Отдельные (нажимайте внешние границы ячейки) - ОК.
6.  В ячейках, где проверяется правильность ответов, необходимо добавить условное форматирование. Для этого выделите их, выберите правильный ответ, далее – Вкладка Главная – группа Стили – Условное форматирование – Правила выделения ячеек – Равно – в появившемся окне «Равно» запишите слово «правильно», выберите  для него цвет «Зеленая заливка и  темно-зеленый текст» - ОК.
7.   Для ошибочного ответа сделайте все то же самое в позиции «ошибка», выбрав для ошибки красные цвета.
8.    Значения введенных в свободные ячейки ответов перенесите в один столбец.
9.   В ячейку В21 введите текст: «Правильных ответов», в ячейку В22«Ошибок», в ячейку В23 – «Оценка за тест».
10.   Выделите эти ячейки, выровняйте содержимое по правому краю.
11.  В ячейке D21 напишите формулу для вычисления количества правильных ответов. Для этого выделите ячейку D21, далее - вкладка Главная – группа Редактирование – Сумма  - Другие функции - Статистическая – СЧЁТЕСЛИ – ОК. В открывшемся диалогов окне «Аргументы функции» - Диапазон (укажите диапазон столбца D5 – D18) – Критерий (запишите слово «правильно») - ОК.
12. Аналогичным образом добавьте такую же функцию в следующую ячейку, где нужно указать количество ошибок. Замените слово «правильно» словом «ошибка».
13.  Создайте формулу для ячейки «Оценка за тест». Для этого выделите эту ячейку (D23), поставьте в ней знак «=», выделите ячейку D21, далее напишите знак умножения на 5. Нажмите клавишу Enter.
14.   Проверьте, как работает тест.

Этап №5. Защита данных

1.  Удалите все записи в активных ячейках. Выделите ячейки для ввода текста о себе, ответов и правой кнопкой мыши вызовите контекстное меню – Форма ячеек – вкладка Защита – удалите флажок из поля «Защищаемая ячейка» - ОК.
2. Скройте ячейки с правильными ответами и с источниками данных для вариантов ответа. Для этого выделите нужный столбец, вызовите правой кнопкой мыши контекстное меню – Скрыть.
3. Для защиты листа перейдите во вкладку Рецензирование – Защитить лист – введите пароль (любая комбинация символов) – удалите флажок из поля «Выделение заблокированных ячеек» - ОК.
4.   Сохраните файл.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.