Правила изучения лексики

В реальности 300-400 слов, составляющих несгораемый запас любого языка, можно применить к несложной беседе на повседневные темы. Для более глубокого понимания языка следует владеть не менее 2000-3000 слов, чтобы общаться на достаточно высоком уровне. Если вы хотите продвинуться дальше, то следующие рекомендации могут вам помочь. В следующих разделах будут рассмотрены главные хитрости полиглотов при изучении лексики различных языков.

Самый старый и самый распространённый метод изучения лексики — это зубрёжка. Большое количество слов, которые «не похожи ни на что», сложно привязать к знакомым словам другого языка. Например, мы можем догадаться о значении слова das Auto, если сравним его с аналогами в других языках. В русском есть слово «авто́», которое в разговорной речи применяется к легковым автомобилям. В немецком das Auto именно это и означает. Но как быть с такими словами как das Tier «животное», der Pilz «гриб», der Vogel «птица», das Fahrrad «велосипед»? Все эти слова сложно связать с аналогами в других языках. Они существуют, но каждому известны.

Заучивание слов по старинке, как показывает практика, не всегда приносит хорошие результаты. Из 100 слов, которые вы выучите в течение одного дня этим методом, в памяти останется не более половины (в среднем от 10 до 30 слов). Работает кратковременная память, из которой быстро улетучивается любая информация. Это значит, что полезность такого метода будет весьма низкой. Однако есть способы запоминания большого количества слов с большей эффективностью. Все они довольно просты.

Один из методов — ведение своего словаря. Каждое новое слово следует записывать в специально отведённую под словарь тетрадь, и когда количество этих слов будет больше, скажем, 50 (число слов вы выбираете сами), просто заучивайте их. Желательно повторять эти слова в течение нескольких дней, просто прочитывая их. Многократное повторение одних и тех же слов так или иначе приведёт к тому, что вы их запомните. Этот метод известен многим, но он далеко не самый надёжный.

При ведении словаря весьма полезным будет подключать контекст. Слова сами по себе — это лишь лексические единицы со своими значениями. Гораздо важнее то, в каком контексте их использовать. Так, слова lernen «учить» и studieren «учиться, изучать» можно принять синонимы, поскольку они означают похожие вещи. Но в реальности эти слова неравнозначны. Слово lernen означает «учить что-либо» в широком смысле („ich lerne Deutsch“ «я учу немецкий язык»), тогда как слово studieren чаще употребляется в значении «изучать какую-либо дисциплину/область знаний, получать специальное образование в учебном заведении» („ich studiere Kunst an der Uni“ «я изучаю искусство в университете»). Так же и с другими словами-синонимами. Помните о контексте слова.

Для запоминания слов также можно применять «метод карточек». На специальных картонных (или просто бумажных) карточках небольшого формата на одной стороне пишутся немецкие слова, а на обратной стороне — их переводы. Из стопки карточек в перепутанном порядке вы достаёте одну и пытаетесь быстро назвать значение слова, записанного на этой карточке. Если не удаётся вспомнить перевод, вы подглядываете его на обороте, запоминаете и кладёте обратно в стопку. И так со всеми карточками. Если в итоге вы сможете назвать переводы всех немецких слов на этих карточках, то ваша миссия выполнена. Можете приступать к изучению других слов. Данный метод хорош тем, что он позволяет довольно быстро запомнить большое количество слов, но всегда есть риск, что слова вновь забудутся.

Очень эффективно изучение групп слов, объединённых по некоторым признакам. Например, названия транспортных средств (der Bus «автобус», das Motorrad «мотоцикл», das Flugzeug «самолёт», das Schiff «корабль», der Wagen «автомобиль» и т. д.) гораздо проще запомнить, чем набор случайных слов, не связанных друг с другом. Вместе слова одной тематики можно задействовать при создании небольшого рассказа. Рекомендуется вести словарь и составлять карточки по такому принципу.

Существует психологический подход к запоминанию слов через ассоциации. Многие слова в немецком языке можно чисто фонетически связать с какими-либо словами русского языка. Это будет не смысловая ассоциация как со словами das Auto и «авто». Речь идёт о звуковом сходстве слов. Например, слово der Tisch «стол» по звучанию похоже на русское слово «тишь». Можно создать какой-либо образ, где будет задействовано и слово «тишь» и слово «стол»: «Ученик сидит в тиши́. Сел за стол — давай пиши!». Данное предложение вызывает образ сидящего за столом ученика, который в тишине делает домашнее задание, а мама его подгоняет: «давай, пиши!». Такой образ позволит запомнить слово der Tisch быстрее, чем любые карточки. На практике данный метод позволяет запоминать около 100 слов в день. Нужна лишь фантазия.

Более приземлённый формат такого метода исходит из того, что любое слово связано с определённым объектом реальности. Скажем, услышав слово «дом», мы часто представляем себе свой родной дом, его обстановку, какие-то детали быта. Услышав слово a bus, англичане, скорее всего, представят привычные для себя красные двухэтажные автобусы, чем какой-нибудь российский ПАЗ или ЛиАЗ. С детства мы запоминаем слова родного языка, связывая их с теми явлениями, которые нас окружают. Взрослым вернуться к образному мышлению будет непросто, но всё же можно попытаться каждое слово немецкого языка связать с какой-то знакомой нам реалией. Пытаясь запомнить слово das Heft «тетрадь», попробуйте представить себе то же, что вы представляете, когда слышите слово «тетрадь» по-русски. Этот спонтанный образ, вероятно, будет ассоциироваться с простой зелёной тетрадкой, доступной в каждом магазине, потому что именно с такими тетрадями мы сталкивались в первом классе, когда образное мышление только стало вытесняться рациональным. Запоминая любой глагол, постарайтесь так же представить себе привычное действие, которое этот глагол обозначает. Ведь с точки зрения языкознания язык — это знаковая система, которая каждому означающему ставит в соответствие своё означаемое. Это значит, что образ, абстрактно отражающий явления действительности (означаемое), должен иметь соответствие в виде номинации, слова (означающего).

Любой из данных методов вы можете задействовать абсолютно уверенно. Выберете тот, который вам ближе. Вы увидите, что учить слова — это очень просто, если делать это правильно.

Источник информации: Викиверситет

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.